воскресенье, 1 ноября 2009 г.

Снова полеты но, уже "по белому"...


Наконец-то Костя выздоровел; подмосковное ненастье стихло и на мерзлую землю выпал редкий, первый снег. Но снег, как известно, полетам не помеха. Поэтому, вчера днем состоялась моя очередная тренировка в пилотировании МДП "Атлет" с крылом "Атом". Почему днем? Да все просто, - светает теперь на два часа позже, - почти в девять. Можно выспаться и не особенно торопиться. На площадке с ангаром "Воздушные прогулки" Костя уже тренировал учлета Игоря. Пришлось подождать.
Что сказать о "белых" полетах? Не так, конечно, комфортно как летом, не так. Несмотря на то, что оделся я как полярник (и шапочка и теплые перчатки и шарф и (по секрету), - теплые кальсоны :-), на высоте порывистый ветер легко находил щелки в одежде и колко местами обжигал тело. Пластиковый щиток шлема опускать до конца нельзя, иначе оно сразу запотевает и управлять МДП становится невозможно. А если не опускать его до конца, то в него со свистом залетают колкие снежинки и мелко бьют по глазам. Но, в целом, в целом нормально. Как вывод: летать зимой можно, можно и даже нужно!
Мне очень не понравился вчерашний Ветер. "Колдун" на земле, наполненный ветром висел практически горизонтально. А это значит не менее 5-7 м/сек. Его направление поменялось на северо-западное, потому изменилось на противоположное и направление захода на посадку. Однако взлетали мы как раньше, а это значит по ветру. Я заметил, что взлетая по ветру существенно увеличивается разбег и, рулевую трапецию, при этом, приходится отдавать практически до упора в передний подкос. Наверное, такой взлет неправильный, но инструктору я об этом не сказал.
Мы с Костей вновь тренировали посадку, т.н. "конвеера". И если, в первую получасовку еще как-то удавалось удержаться на курсе и глиссаде, чиркнуть колесами о припорошенную снегом землю и взмыть в небо, то во второй получасовке это уже стало проблематичным. Ветер у земли (на высоте примерно 10-20 метров) так и норовил исподтишка торкнуть одно крыло вверх, другое крыло рвануть вниз (всякий раз по разному), пытаясь при этом опрокинуть аппарат и шмякнуть его о землю... Я понял одно, - думать о том, что тебе делать в такие моменты некогда. Надо добиться такого состояния, когда руки сами отработают нужные действия, причем сделают это резко и быстро. Наверное в этом и заключается тренировка.
В противном случае все может закончиться печально. Кстати, пока мы отдыхали между получасовками я поговорил с одним пилотом (не помню его имени). Этот пилот разбирал свой дельталет МД-50 после аварии на посадке. Авария случилась несколько дней тому назад и не этой, на другой площадке. Он привез МДП на прицепе. Причина аварии проста и, как говорят, широко распространена у молодых пилотов. При заходе на посадку, резким порывом ветра его дельталет отклонился от курса. Надо было бы уйти на второй круг, но он решил выправить крен и садиться. Коснулся колесами рядом с полосой и попал в какую-то выбоину. Дельталет на полном ходу завалился на бок, поломав при этом крыло и кое какие детали конструкции. Пилот цел. Вывод: надо быть всегда готовым к уходу на второй круг!
Пару слов о красотах полета. Я впервые летал над заснеженной землей. По своему красиво. Мне это немного напомнило зимние пейзажи из компьютерной игры "Commandos". Там тоже видишь землю, слегка заснеженный лес и строения как бы сверху... Но, скажу от себя, конечно, летом, особенно в солнечную и слегка облачную погоду летать комфортнее. Что и говорить. Мне очень жаль, что на этот раз у меня не было фотоаппарата и я не могу донести до читателей блога атмосферу этих полетов. Но я исправлюсь. Обещаю! Размещаю не свой, но чей-то снимок осенних полетов (похожечто на "Хондалете"). На этом и закончим. Мой налет составляет почти 9 часов. На мой взгляд это, - уже серьезно...