воскресенье, 31 мая 2009 г.

Ветер друг Δ -лётчика?


Известно, что ветер - друг планериста и дельтапланериста. Это они, полностью подчиняясь ветру используют его в своих целях. Но дельталет дело совсем иное. Он летает не только подчиняясь ветру, используя его, но и наперекор ему. И не всегда борьба с ветром бывает легкой. Вчера я опять был на полетах и в этом очередной раз убедился... Но, обо всем по порядку.
В 7.20 я увидел инструктора Костю, выкатывающего аппарат из ангара. Поздоровались. Двигатель после ремонта, - сообщил мне Костя, - отрегулированы электронные мозги, отлажена система запуска. На этот раз я был единственный ученик на это утро, что меня очень обрадовало. Но не все было так прекрасно и так радовало. "Колдун", - матерчатый красно-белый полосатый чулок висел над вагончиком почти горизонтально. По прогнозу обещали ветер 5 м/сек. Так оно и было. Это плохо. Местами выглядывало солнце нагревая землю и уже начали намечаться термики. Напомню, что термики это разнородные восходящие и нисходящие воздушные потоки воздуха, которые в полете воздействуют на купол крыла непредсказуемо. Порывистый ветер и термики не только влияют на управляемость, но и вызывают болтанку в воздухе. Образуются так называемые "воздушные ямы", - провалы летательного аппарата на десятки метров...

Мы вынесли из ангара и установили крыло "Атлет" на мототелегу, настроили гарнитуру переговорных устройств на наших шлемах, прогрели двигатель и покатились на исходную.
И вот опять, - "Взлетаем"; короткий разбег; точки, точнее какие-то скачки мустанга на кочках и, земля поплыла под нами. Никак не привыкну к этому. Восторг именно в этот момент охватывает душу... Вот только что ты ходил по земле как все позвоночные, шаркая по земле ногами, и вот ты уже стремительно отделился от бренной земли и неведомая сила уносит тебя все выше и выше... Это надо прочувствовать. Обычный авиалайнер не передает этого состояния, хотя и немного его напоминает.
Занятие заключалось в кратком повторе уже пройденного: коробочки (в одну и в другую сторону), спирали, восьмерки с проходом через заданную точку. Но основная часть занятия отводилась удержанию дельталета на заданном курсе и возврате на курс после вмешательства инструктора в управление. Костя выталкивал меня с курса, а я должен был немедленно на него возвращаться. В целом все шло нормально. Получалось. Но ветер создавал мне такие неудобства, что Константину даже не требовалось выталкивать меня с курса. За него это успешно делали порывы ветра. В некоторые моменты, признаюсь, мне приходилось прикладывать чуть ли не все силы, создавая крен или выводя дельталет из крена. Волей-неволей пришлось опытным путем искать выход из этого положения. И я его нашел! Выводя дельталет из крена недостаточно увести ручку (трапецию) в сторону образовавшегося крена. Нужно еще слегка увеличить угол атаки крыла, чуть оттолкув от себя трапецию. Скорость при этом чуть уменьшается, но существенно увеличивается управляемость всей конструкции. Обнаружив это я так и поступал в дальнейшем. Руки стали меньше уставать.
Но вот и посадка. Короткий разбор полета, ошибок и положительных моментов. Дозаправив машину топливом мы снова ушли в полет.
На этот раз, мне было уж легче и я смог, продолжая управлять дельталетом, красоваться землей с высоты птичьего полета. Как же замечательно в небе! И как это захватывает тебя всего! Что будет когда я пересяду в переднее кресло? А когда полечу сам? Даже трудно себе это представить!
Но вот и подошло к концу занятие. Я самостоятельно вышел на посадочную глиссаду, удержал дельталет на курсе и лишь в последний момент Костя взял управление на себя. Посадка!
"Молодец, - похвалил меня инструктор. - Мне все более и более с тобой спокойно. А если инструктору спокойно, значит все идет правильно". На этой оптимистической ноте мы и расстались. До следующих выходных, если позволит погода.